И пока в Праздничном марафоне наметился перерыв, мы переведем дух и расскажем о том, как были выбраны победители специальной номинации «Самый доступный сайт в Позитивном Рунете». Главным экспертом в этом вопросе выступил Алексей Любимов, научный сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики Российской академии образования. Именно он и рассказал нам, как велся анализ Позитивных сайтов в этот раз.
«В этом году на конкурс поступило очень много интересных сайтов. Сложно было выбрать из них «Самый доступный сайт в позитивном Рунете». Радовало большое количество ресурсов с авторским контентом. Сайты, сделанные не для того, чтобы он был, а чтобы его посещали, читали и пользовались размещенной на нем информацией.
Поскольку номинация называется «Самый доступный сайт», то в качестве критериев оценки мы взяли международный стандарт доступности веб-ресурсов WCAG 2.0.
Из числа претендентов на победу в нашей спецноминации сразу были исключены сайты, размещенные на сервисах, предлагающих конструктор сайтов, например, *.ucoz.ru, *.narod.ru и т.п. К сожалению, конструкторы сайтов не предлагают пользователю шаблоны дизайна, отвечающие стандарту доступности. Также, многие функции таких сайтов недоступны пользователям, работающим на ПК со вспомогательными технологиями.
Критерии оценки были просты:
Этим критериям в максимальной степени соответствовали два сайта, они и стали победителями спецноминации:
Основные ошибки, регулярно встречающиеся на сайтах участников «Позитивного контента»:
1. Отсутствие чёткой и очевидной структуры
На каждой странице сайта должна быть соблюдена структура: главное, основное, вспомогательное и т.д. Каждая из этих областей должна быть обозначена тегом header (<h>…</h>) При этом обязательно соблюдение иерархии размещения заголовков, т.е. от заголовка 1-го уровня к заголовку 6-го уровня. К сожалению, очень много прекрасных сайтов пренебрегают этой нормой. Либо заголовки есть, но они размещены как попало и не позволяют выстроить структуру страницы, либо заголовки отсутствуют, а в место них имеется цветошрифтовое выделение. Визуально это выглядит заголовком, но вот формально и для вспомогательных технологий это уже не работает.
2. Альтернативный текст для изображений
Размещая графическое изображение, значок навигации, фотографию, иллюстрацию к тексту и т.д., необходимо его описать в тегах alt и title. Во многих рекомендациях говорится, что достаточно использовать только тег alt, однако нужно использовать оба тега, т.к. в разных обозревателях разные вспомогательные технологии не всегда используют содержание тега alt, предлагая пользователю информацию из тега title.
3. Управление медиаконтентом
Сейчас очень модно использовать слайдеры для показа фотографий и иной информации. Эти слайдеры имеют несколько недостатков, в аспекте обеспечения доступности:
Также в этом же пункте нужно отметить встроенное видео, которым не всегда можно управлять с клавиатуры, и которое не имеет, как минимум, краткого описания всего видеофрагмента.
4. Формы и captcha
К сожалению, многие формы на сайтах финалистов страдают типичными для Рунета болезнями:
Надеемся, что в 2015 году авторы и разработчики сайтов, поданных на конкурс «Позитивный контент» учтут всё вышеизложенное, и тогда мы сможем увидеть ещё больше хороших, интересных и доступных для всех категорий пользователей ресурсов в Рунете!»